На первый взгляд может показаться, что антикризисное управление — это просто и стандартно для всех: сокращай затраты, выбивай у дебиторов деньги, а сам старайся оттягивать платежи, осуществляй агрессивные продажи, продай ненужное, постарайся чего-нибудь получить от государства, оперативно реагируй на изменения внешней ситуации.
Вроде бы сплошная тактика и никакой стратегии. Однако при более внимательном подходе окатывается, что все не так просто и стандартно. И что некритичное следование такому одному на всех антикризисному пути может достаточно дорого обойтись вашей компании.
Большинство собственников малого и среднего бизнеса убеждены, что в условиях действующих ограничений, падения платёжеспособного спроса, изменения логистических цепочек, ускорения инфляции имеется всего одна антикризисная стратегия — минимизации затрат.
Это действительно самая распространенная антикризисная стратегия. Но ведь существует и еще несколько стратегий (см. схему 1).Схема 1. Основные антикризисные стратегии
А раз базовых стратегий несколько, то, главное, четко определиться, какую именно стратегию вы реализуете. Потому что они предполагают разную логику и приоритеты антикризисных действий. Соответственно, по-разному определяется, что следует сокращать, а что поддерживать или развивать. Например, уже приходится сталкиваться со случаями, когда в компании в рамках значительного сокращения персонала (стратегия минимизации затрат) сгоряча сокращают сотрудников, которые являются фактическим держателями ноу-хау, существенной информации о клиентах, или координаторами бизнес-процессов. В результате деятельность компании начинает давать заметные сбои, которые оказывается сложно оперативно устранить. В этих случаях подход к сокращению персонала с точки зрения стратегии концентрации на компетенциях позволил бы принять более продуманные решения.
Безусловно, такие стратегии как «Экспансия» или «Прорыв» подходят для немногих компаний. В условиях кризиса они весьма рискованны, поэтому требуются действительно весомые основания для их реализации.
Отдельно хотелось бы отметить стратегию альянсов. В условиях ограниченности ресурсов это весьма полезная стратегия, особенно — для некрупных компаний. Объединение ресурсов, компетенций и усилий позволяет партнерам сохранить или даже увеличить долю прибыли.