Уже третий год в нашей стране настоящий бум работы бизнесов на маркетплейсах. Выглядит все достаточно просто — покупаем дешевый товар в Китае, и выставляем его на маркетплейсы в России с наценкой 50-500%. От предпринимателя требуется минимум усилий и компетенций — основную работу по продаже сделает сам маркетплейс.
Если не вдаваться в нюансы работ этих площадок, то можно сказать, что схема работы у них одинаковая, будь это OZON, Wildberries, или Яндекс.Маркет. Система скопирована с мирового Amazon, и просто подкручена по российский рынок. Хотя, нужно сказать, Amazon более беспощаден к размещающимся на нем предпринимателям.
Начнем с позитивного, и расскажем, кому стоит размещаться на маркетплейсах
1. Тем, кто профессионально копирует бренды. Т.е. как раз те, кто закупает в Китае, и перепродает в России с наценкой. Маркетплейсы — лучший вариант для брендов-однодневок. Вам не нужно больше создавать лендинги под каждый товар, нужно просто создать карточку товара на том же OZON.
2. Вы начинающий предприниматель, не имеющий опыта в хранении товара, логистике, и продвижении бизнеса. Все это берет на себя торговая площадка. Вам нужно просто не проспать передачу товара.
3. Если вы хотите проверить спрос на товар, которым вы хотите в последствии торговать в магазине, или интернет-магазине. Обратите внимание на то, что вы не можете создать спрос на товар, т.к. на маркетплейсе в основном продается то, что люди уже ищут, и на что уже есть карточки товаров.
Минусы куда более серьезные
1. Вы создаете карточку товара, и начинаете этот товар продавать.
2. Он успешно продается, вы получаете прибыль, и маркетплейс это видит это по статистике.
3. Маркетплейс создает такой-же товар, начинает продавать его дешевле. И он может себе позволить показывать свой товар в листинге выше, чем ваш.
4. Ваши продажи падают, прибыль снижается, и вы уходите с площадки.
5. Маркетплейс избавился от своего конкурента по товару, т.е вас, и получает прибыль, которую вы же и не дополучили.
Отчасти именно поэтому Яндекс.Маркет собирает статистику, и просит вас открыть свои оборотные данные.
2. Маркетплейс начинает управлять вашим бизнесомВы продаете, например, прикроватные тумбочки. Маркетплейс объявляет акцию на мебель для спальни, и ваш товар как раз попадает под эту категорию. Он вежливо попросит вас снизить цену на свой товар, чтобы вы участвовали в распродаже, а если вы не согласитесь, то ваши тумбочки просто перестанут показываться в листинге, или же в лучшем случае они опустятся в самый низ списка — под всех ваших конкурентов.
И даже участвуя в таких принудительных распродажах вы, как продавец, имеете вместо 3-4 тысяч рублей чистой прибыли, около 1 тысячи рублей.
3. У вас нет своего бренда
Потому что это бренд маркетплейса. Покупателю становится не важно, чей товар он покупает — он покупает его у торговой площадки. Характеристики товара упираются в фильтры и цены, и в итоге ценность самого бренда теряется.
Совершить повторную продажу покупателю будет очень сложно, и практически невозможно, особенно, если вы не сами совершали доставку товара. А возврат покупателя — одна из основных целей бизнеса в сфере торговли. А вот маркетплейсы отлично прокачивают возврат покупателя, потому что на первой покупке они почти ничего не зарабатывают.
Идеальный вариант — прокачивать свои навыки привлечения и удержания клиентов. Старайтесь собирать данные клиентов — например, e-mail и имя, чтобы потом использовать это для рассылок со специальными предложениями. Не забывайте про интернет-маркетинг, и предлагайте дополнительные профессиональные услуги помимо основного товара.